«Wellbeing», или в переводе благополучие, стало довольно актуальным за последние годы. Этот комплексный термин описывает самочувствие человека, его ментальное и физическое здоровье, навыки социализации, умение продуктивно работать и восстанавливать силы при разных обстоятельствах. И даже война – не исключение, а повод для еще большей заботы о себе и тех, чье благосостояние для тебя важно.
Практики wellbeing в своей работе активно используют большинство мировых корпораций, заботясь о своих командах. Группа УНИКА в Украине не исключение. Именно эту концепцию мы внедряем сейчас и начали с сервиса психологической поддержки. Почему именно так произошло и как нам помогают профессиональные партнеры, мы рассказываем вместе с Главой правления Wellbeing Company Еленой Бондарь.
Елена, каким образом связана психологическая поддержка команды и благополучие компании? Почему такой поддержке уделяется пристальное внимание?
Еще более 10 лет назад ученые пришли к выводу, что для благополучия и успешности компании очень важно именно психологическое состояние сотрудников. Поэтому за это время сервисы психологической поддержки стали признанным инструментом, которым пользуются сегодня компании во всем мире.
В Украине мы создавали этот сервис постепенно, основываясь на результатах международных исследований и адаптируя западный опыт к нашим реалиям. Если посмотреть на проблему немного шире, сейчас во время войны потребность в ментальном благополучии украинцев стала остро необходимой. Это своеобразная неотложная психологическая помощь, в которой в той или иной мере сегодня нуждается большинство из нас.
Когда сервис психологической поддержки стал доступен команде УНИКА в Украине?
Ведущие украинские и международные компании начали предлагать такую услугу своему персоналу в Украине относительно недавно. Среди наиболее прогрессивных пользователей оказалась и страховая группа "УНИКА". Для ее команды наш сервис заработал в декабре 2021 на условиях пилотного проекта. Но даже на условиях «пилота» возможность обращаться за консультациями профессиональных, сертифицированных психологов получили все сотрудники компании.
В первые недели работы мы прежде всего стремились получить обратную связь от работников – актуальна ли услуга, будут ли они ею пользоваться? Ведь в нашем обществе до сих пор много предубеждений по поводу персональной работы с психологом.
Но опыт оказался очень удачным. Мы увидели, что команде УНИКА не мешают распространённые стереотипы – сотрудники компании не просто попробовали сервис, но и стали системно им пользоваться. Ребята записываются на регулярные встречи с психологами и искренне делятся обратной связью. Они откровенно отмечают, что получают огромную пользу от такой активности. Довольно быстро Wellbeing Company и УНИКА подписали долгосрочный контракт о сотрудничестве.
Какова основная цель сервиса, и изменилась ли она во время войны?
В мирное время работа с психологом была выбором людей, заботившихся о своем эмоциональном и ментальном здоровье, стремившихся повысить свой уровень осознанности, посмотреть под другим углом на важные жизненные или карьерные вопросы. Это и было главной целью – помощь человеку, сопровождение в его персональном развитии.
Во время войны работа с психологом перешла в формат, больше напоминающий «экстренную психологическую помощь». Она необходима в первую очередь для предупреждения серьезных психических расстройств и полноценного восстановления сил. Другими словами, нашей целью является не столько развитие личности, сколько ее сохранность. Это история об антихрупкости и использовании всех доступных инструментов для поддержки себя и близких.
Насколько важно обращаться за психологической помощью во время войны?
Следует знать, что последствия для психики человека, пережившего или ставшего свидетелем военных действий, могут быть очень опасны. У взрослых это посттравматическое стрессовое расстройство – тяжелое психическое состояние, которое может провоцировать даже опасное для жизни поведение. У детей с ПТСР часто формируются непродуктивные стратегии преодоления трудностей в будущем.
Исследователи наблюдали за развитием психологических состояний людей, в жизнь которых война уже приходила – например, жителей Израиля и бывшей Югославии. Было доказано, что психологическую травму в войну, к сожалению, получает каждый человек. Даже если вам кажется, что психологически вы чувствуете себя хорошо, пережитое напомнит о себе спустя некоторое время.
Учитывая эти риски, мы сделали наш сервис доступным родным и близким сотрудникам УНИКА, включая детей и подростков.
Что было или остается сложным при внедрении сервиса?
Если оценивать ситуацию в целом, то наш сервис – это все-таки новый инструмент для Украины. Прежде чем его запускать, мы всегда много рассказываем в компаниях о том, как он работает, о роли психологов в жизни каждого человека, о возможностях его использования, о разнице между коучем и психологом. Далеко не все пользователи понимают эту специфику.
А вот именно в УНИКА у нас почти не было сложностей с восприятием нашего сервиса. И за это мы искренне благодарны HR-директору УНИКА Украина Наталье Лялюк и всему менеджменту компании. Эти люди поверили в успех проекта, не побоялись предложить сервис своим работникам и помогали нам с его внедрением в течение полугода нашего сотрудничества.
Как оцениваете работу сервиса, по каким критериям измеряете успех?
Все прозрачно: сервис оценивают сами пользователи. После консультации им предлагается выставить оценку за консультацию. Средний балл от работников УНИКА – 9,89 из 10. А во время самой критической фазы в начале войны (конец февраля-март) средний балл после консультации был 10 из 10! Мы очень гордимся этим показателем.
Если вам интересно, какова «кухня» всего процесса, наши психологи с удовольствием расскажут обо всех нюансах. Думаю, что и команда УНИКА тоже сможет поделиться своими искренними отзывами. В конце концов, мы уверены, что кропотливая и последовательная работа с психологами обязательно поможет превратить любой посттравматический опыт в источник будущего роста – именно для этого мы и создаем этот проект.