Научите ребенка учиться

Сначала надо разобраться: вы хотите, чтобы ребенок приносил в дневнике хорошие отметки или просто умел работать с полученной в школе информацией? Не становятся ли ожидания родителей настоящим стрессом для их детей?

Не стоит ожидать, что ребенок самостоятельно овладеет навыками эффективного восприятия знаний. Ему нужно будет помочь. Пока маленький человек учится в 1-2 классе, он еще не очень собран и организован. Поэтому он требует контроля с вашей стороны, то есть ему надо элементарно научить учиться, показать, как это делается.

Попробуйте подойти к этому вопросу систематически и поэтапно.

1. Сначала попробуйте заинтересовать ребенка (этим редко занимаются учителя). Покажите ему, как работать с тем или иным материалом. Прежде чем ожидать от ребенка усвоения материала, необходимо показать, как это делать.  Только после этого у него появляется интерес. Как только у ребенка начнет находиться решение той или иной задачи — появится желание продолжать. До этого он может говорить: «Мне это неинтересно», «У меня не получается», «Я это не хочу делать». Не стоит сразу принимать эти слова буквально. Просто нужна помощь. Если вы не чувствуете, что сможете сами все объяснить ребенку, то совсем не лишним будет нанять репетитора, чтобы он помог овладеть непонятным материалом.
 
2. Запомните, что объяснить ребенку один раз метод решения той или иной задачи недостаточно. Надо закрепить знания неоднократным повторением. Не бросайте дело на полпути.
 
3. Когда вы заметите, что ребенок уже легко овладевает той или иной задачей, дайте ему пространство для самостоятельности. Позвольте искать ответы самостоятельно, только поощряя школьника.
 
4. Разработайте четкий алгоритм выполнения домашних заданий. Возможно, сначала надо прочитать тот или иной параграф в учебнике или освежить память благодаря записям в дневнике.
 
5. Работать с четко сформулированными правилами неинтересно. Покажите ребенку, что можно дать волю фантазии. Зная алгоритм действий и отработав его до автоматизма, ребенок уже может добавлять свою долю креативности в выполнении задания. Так он будет еще больше гордиться собственными достижениями.

 

Параллельно старайтесь превратить обучение в увлекательную игру. Улучшить почерк, потому что этого хочет учительница, — скучно. А научиться писать разборчиво, чтобы в Новый год Дед Мороз мог разобрать его письма, — интересное дело.

Попробуйте меняться ролями. Все учителя знают: если хочешь лучше овладеть тем или иным предметом — прочитай по нему лекцию. Превратите на день своего ребенка в учителя: посадите перед ним всех кукол или даже садитесь сами и начинайте играть «в школу». Можно подыграть «учителю»: «Ой, как же трудно писать эти буквы! Никак у меня не получается!». Или специально делайте какие-то ошибки. Обычно детям очень интересно увидеть себя со стороны. Этот прием снимает напряжение, позволяет в безопасном режиме проговорить и осознать трудности обучения.

В любом случае важно не забывать хвалить ребенка. Важное правило здесь: делайте свои комментарии для ребенка четкими и конкретными. Не просто «Ты молодец!» или «Отлично!», а «Как я рада, что ты все сумел доработать, что ты овладел этой задачей».