Национальный музей Варшавы (Muzeum Narodowe w Warszawie (MNW)
Адрес: https://www.mnw.art.pl/
Национальный музей в Варшаве является одним из старейших художественных музеев в Польше. Он был основан в 1862 году, но его современная резиденция была построена в 1927–1938 годах в стиле модерн. Музей имеет также четыре филиала в шикарных особняках, окруженных живописными парками.
MNW пережил немало бурных событий вместе со страной. Во время Второй мировой войны многие экспонаты были уничтожены или вывезены в Германию. В послевоенные годы началось восстановление коллекции и многие шедевры вернулись назад. Также были получены новые интересные экспонаты, в том числе несколько картин эпохи Ренессанса, похищенных нацистами.
Чем известен музей. Сюда идут, чтобы посмотреть на известные каждому поляку шедевры: «Грюнвальдскую битву» Яна Матейко, «Аисты» Юзефа Хелмонского и «Удивительный сад» Юзефа Мегоффера. Это, пожалуй, лучшее место, чтобы познакомиться с польской культурой через искусство, начиная со средневековья.
Но коллекция не ограничивается только польскими авторами, она велика и многообразна. Например, на постоянной выставке в галерее Фарас представлено нубийское искусство раннехристианского периода. Отремонтированное в 2014 году выставочное пространство погружает в жизнь цивилизации, расцветшей более 1500 лет назад. Этому способствуют и новые технологии, ведь многие экспонаты дополняют мультимедиа, в частности 3D-проекции. Кстати, Варшава — один из двух городов в мире, где можно увидеть сокровища Фараса. Ведь сегодня эта территория захоронена под водой озера Насер, образовавшегося после строительства Асуанской плотины. Сохранить сокровища удалось благодаря работе польской археологической экспедиции.
Как посетить онлайн. Всего в музее и запасниках — около 800 тысяч экспонатов в постоянных галереях. В частности, это коллекции древнего и средневекового искусства, картины польских и европейских художников, коллекции ювелирных изделий, собрание произведений восточных искусств, современного польского искусства, польского и европейского декоративного и религиозного искусства. На большинство из них можно посмотреть в цифровом виде на отдельном специализированном сайте музея https://cyfrowe.mnw.art.pl/pl/strona-glowna
У многих шедевров есть аудиоописание на польском. На сайте удобный поиск по коллекциям, художникам и предметный указатель.
На что обратить внимание. Когда говорят о Национальном музее Варшавы, чаще всего вспоминают монументальное полотно Яна Матейко «Грюнвальдская битва» (1875-1878 годы). Это самое большое полотно коллекции — размером более четырех метров в высоту и почти десять в ширину.
Матейко считают величайшим представителем историзма в польской живописи. Хотя при этом он многое придумывал и образы исторических фигур основываются на фантазии, а не на научных данных. Но все это можно простить творцу, ведь он пытался пробудить в поляках ностальгию по прежнему величию родины и возродить веру в восстановление независимости. Кстати, сам автор не был этническим поляком — отец Матейко был чехом по происхождению, мать — из полонизированной немецкой семьи.
Огромная картина изображает кульминацию битвы, состоявшейся в июле 1410 года. Сражение завершилось разгромом войска тевтонских рыцарей польско-литовскими войсками под предводительством Владислава Ягелло. Это имело ключевое значение в создании польской государственности. Многофигурную композицию можно рассматривать часами, ведь на ней изображено около 50 человек. Основное действие разворачивается вокруг двух фигур – великого магистра Тевтонского ордена Ульриха фон Юнгингена (в белом) и великого литовского князя Витовта (в красном). Композиция немного искривлена из-за наличия двух фокусов, но в то же время магически затягивает зрителя в центр боя. Он попадает в мир жизни и смерти, победы и разгрома, максимально обостренных эмоций — от триумфа до отчаяния, от рыцарской отваги до ярости и страха.
Просматривать онлайн картину особенно интересно, ведь так видишь мельчайшие детали. Кстати, в XXI веке она была отреставрирована и засияла свежестью, которой восхищались первые зрители.
Национальный музей Кракова (Muzeum Narodowe w Krakowie, MNK)
Адрес: https://mnk.pl/
Краковский музей является владельцем богатой коллекции живописи, графики, скульптуры, нумизматики, старопечатных книг, рукописей, оружия и одежды, связанных с историей Кракова и национально-освободительной борьбой в Польше. Интересно, что музей изначально создавался на основе пожертвований художников и художественных коллекций, дарованных выдающимися гражданами города. Первой картиной стала картина «Светочи христианства» Генрика Семирадского, который сам передал ее музею. Эта работа конкурирует с «Грюнвальдской битвой» за право считаться одной из самых монументальных в истории Польши.
Чем известен музей. Главное здание музея было достроено только в 1989 году, хотя проектировалось еще в 1930-х. Всего музейный комплекс имеет 11 филиалов в исторических зданиях по всему Кракову. Это, в частности, музеи, посвященные величайшим художникам Кракова. В филиале, находящемся в имении Чарторыйских, хранятся ценнейшие произведения искусства Западной Европы, среди них картина Леонардо да Винчи «Дама с горностаем».
Как посетить онлайн. Около 100 тысяч экспонатов музея доступны онлайн: https://zbiory.mnk.pl/en/home-page. Поиск в каталоге имеет гибкие настройки — можно знакомиться с работами отдельных художников, искать по географическому принципу, живописной технике живописи или ключевым словам. Также здесь представлены 59 эссе-рассказов о творчестве отдельных художников или жанрах живописи (например, рисование природы с натуры или автопортрет, который метко сравнивают с современными селфи). Описания картин и тексты доступны на польском и английском языках.
На что обратить внимание. Краковский музей наиболее известен благодаря картине Леонардо да Винчи «Дама с горностаем», ее часто называют ценнейшим произведением искусства, хранящегося в Польше. В 2011 году шедевр был застрахован на 300 млн евро.
Картина небольшая: 53,4 см в высоту и 39,3 см в ширину, написана в 1489–1490 годах. Но вокруг нее до сих пор идут дискуссии. В частности, что за странное создание на руках у женщины? Рассмотрим поближе онлайн.
Многие эксперты искусства считают животное не декоративным элементом, а частью символического кода, принятого в эпоху Реннесанса. Изображена, скорее всего, любовница герцога Миланского Людовико Сфорца — Чечилия Галлерани. Вероятно, Леонардо близко дружил с ней, и в портрете мог скрыть понятное содержание — женщина, ласкающая сильного белого зверя, так же обуздала герцога по кличке Ermellino Bianco (белый горностай).
Версия обоснованная, но почему-то животное на картине не похоже на горностая. Не стоит обвинять Леонардо в незнании фауны, он видел и имел возможность рисовать с натуры домашних и диких животных, живших в богатых семьях Милана. Так почему он изобразил зверя именно так? По второй версии это куница, а по третьей — альбиносная форма домашнего хорька. Лапы с закрученными когтями вообще напоминают какого-то геральдического зверя, но вовсе не животное, которое приятно держать на руках. Но женщина делает это. А еще художник искусно добавил портрету натуральности с помощью моделирования падающим сзади светом. Формально композиция довольно статичная, но зрителю кажется, что Леонардо поймал одно-единственное мгновение, когда героиня повернула голову к кому-то, при этом задумчиво поглаживая животное.
Трудно представить, но картина приобрела сегодняшний вид лишь через сотни лет после появления. Был перерисован фон, который до того был светлее, усилен черный цвет на платье, немного изменен цвет волос. Кто и когда это сделал — загадка, ведь о картине почти ничего не было известно до 1800-х годов, когда ее купил польский князь Адам Чарторыйский. Картина содержит и другие секреты. Приглашаем разгадать их вместе с музеем в Кракове!