Техосмотр возвращается — что следует знать

Почему техосмотр в Украине станет обязательным

Возврат к обязательному ТО — требование одной из Директив Евросоюза, которую необходимо выполнить в рамках подписанного Соглашения об Ассоциации с ЕС. В документе отмечено, что всеобщий техосмотр должен быть внедрен максимум через пять лет после начала действий Соглашения, то есть не позднее сентября 2022 года.

 

Почему мы не можем однозначно говорить о некоторых элементах этой процедуры, а только предполагать, какими они будут?

Министерство инфраструктуры представило законопроект об обязательном ТО. Но пока он не вступил в силу. Сейчас поговорим об особенностях техосмотра, основываясь на положениях этого законопроекта, а также частично на уже действующих процедурах. При этом исключить, что некоторые изменения все же будут внесены, нельзя.

 

Что предполагает обязательный техосмотр 2022?

  1. Общее техническое состояние автомобиля будут оценивать по совокупности состояния важных узлов и элементов. Проверят, совпадают ли данные в документах на авто с фактическими характеристиками.
  2. Естественно, должны быть в порядке тормоза и система рулевого управления.
  3. Фары и другие световые приборы проверят на исправность и соответствие украинским законам.
  4. Также измерят износ шин и колес, светопропускание стекла.
  5. Обязательно проверят документы и исправность газобаллонного оборудования.
  6. Практически нет информации о том, какие агрегаты будут изучаться у электрических авто, а ведь они тоже должны быть проверены.
  7. Будут тестироваться и другие узлы, прямо влияющие на безопасность движения и экологичность.

 

Какие автомобили могут не пройти техосмотр?

На эту тему сейчас немало слухов. Точно будут проблемы у машин без документов, с чужими номерными знаками, перебитыми, не соответствующими документам VIN-кодами. Сложнее с оценкой экологичности: одни эксперты говорят, что ТО не пройдут машины старше 15 лет, другие — что будут сложности у ввезенных в Украину авто, не соответствующих стандарту «Евро-4». Если в машине есть катализатор, он должен быть заменен, а не вырезан. Также будет изучаться вмешательство в компьютерную часть и попытки перепрограммирования авто.

Вероятно, перед ТО придется переоборудовать автомобили с американской оптикой — например, в США указатели поворотов красного цвета, в то время как в Украине они могут быть только оранжевого. Есть разница и в других стандартах света.

Не пройдут техосмотр и полностью проржавевшие авто. Тщательно будут осматривать машины, которые были в ДТП.

 

Как часто нужно будет проходить техосмотр?

Сроки прохождения ТО для новых авто из салона, которые не используются для бизнес-целей, лояльны. Первый техосмотр надо пройти через 4 года после покупки, в дальнейшем ТО нужно будет делать каждые два года, как и всем остальным авто.

Ежегодно обязательно прохождение ТО для:

  • грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 3,5 т, прицепы к ним;
  • такси вне зависимости от срока эксплуатации.

Дважды в год технический осмотр должны проходить:

  • автобусы; 
  • специализированные транспортные средства, перевозящие опасные грузы.

Вводится понятие «внеплановый техосмотр». Его придется пройти, если:

  • во время придорожной проверки полицейские заподозрят, что у вашего авто есть недостатки, угрожающие безопасности движения;
  • при покупке подержанного авто и перерегистрации его на нового владельца;
  • после ДТП, если есть угроза неисправности узлов и агрегатов, влияющих на безопасность движения.

 

Где можно будет пройти техосмотр?

Сейчас техосмотр коммерческих авто проводят сертифицированные МВД станции техобслуживания. Пока их зарегистрировано около 800. Они же будут отвечать за техосмотр и в дальнейшем, но, надеемся, таких станций станет больше. Ведь, например, в Киеве на каждую тысячу жителей приходится 407 авто. Цена процедуры точно пока не определена, вероятно, для легковых авто она составит около 1000 гривен.

 

Не станет ли техосмотр поводом для коррупции?

Предполагается, что процедура будет прозрачной. Она будет зафиксирована на фото и видео, с указанием времени и даты проверки, на руки владельцу выдадут протокол. Документы будут храниться в базе в течение трех лет. Но сообщество владельцев авто критикует такую процедуру, потому что, например, не предполагается персональной ответственности эксперта за результат осмотра, а это бы значительно снизило коррупционные риски.

 

Какие штрафы предусмотрены для тех, кто не будет проходить техосмотр?

Пока законодательно размер штрафов не определен, но в проекте закона штрафы за непрохождение техосмотра такие:

  • 17 000 грн — за первое нарушение;
  • лишение водительского удостоверения — за повторное.

Надеемся, мы ответили на основные вопросы относительно требований технического осмотра автомобилей, который коснется всех машин уже с сентября 2022 года. К счастью, у водителей еще есть время подготовить свои транспортные средства, а у законодателей — доработать процедуру и принять закон. Так что мы обязательно вернемся к этой теме.