Можно ли сказать, что украинские дети находятся в состоянии хронического стресса?
Давайте сначала определим, что такое стресс. Стресс – это реакция организма на некую провоцирующую ситуацию, превышающую возможности организма. Эта реакция вполне естественна, и когда она временная, человек хорошо с ней справляется и продолжает спокойно жить. Более того, часто кратковременный стресс даже полезен для развития.
Но когда мы говорим о сегодняшнем военном положении, когда идет постоянное влияние различных негативных факторов на жизнь, это, конечно, может быть опасным. Ведь наша психика истощается, и даже взрослым сложно справиться с осознанием того, что началась и продолжается война, и при этом сохранять стабильное психологическое состояние. Тем более трудно детям, потому что они сейчас самые уязвимые: их психика еще не сформирована и очень чувствительно реагирует на изменение настоящего, на поведение людей. И для них сегодня становится очень важным чувство защищенности, безопасность, доверие, уверенность. А какая сегодня у нас и наших детей реальность? Сирены, постоянные пробежки по маршруту дом-школа-укрытие, взрывы поблизости, ужасные новости… А иногда – и потери близких людей. Конечно, у всего этого есть свои последствия, поэтому сегодня мы все, и наши детки также, к большому сожалению, находимся в длительном стрессе.
Влияет ли это состояние на естественное течение развития ребенка и как?
На самом деле, в состоянии стресса организм человека мобилизуется для разрешения провоцирующей ситуации. Но наш мозг не рассчитан на то, чтобы поддерживать такое состояние мобилизации слишком долго. Потому после подъема защитных сил непременно идет спад. Затем эстафету принимает парасимпатическая нервная система, которая как раз и обеспечивает обычный режим функционирования. А сегодня этот баланс нарушен.
Поэтому да, стресс от войны может оказать разрушительное влияние на умственное, физическое и моральное развитие наших детей. Детки разные и реагируют по-разному, но если говорить в целом, то могут происходить потеря энергии, вдохновения и мотивации к чему-либо, изменения в поведении, перепады настроения (так называемые «эмоциональные качели»), печальные мысли, нарушения сна, ухудшение памяти и восприятия информации. Может появиться страх темноты или воображаемых существ. Также могут начаться зависимость от родителей, страх перед незнакомыми, проявления агрессии, изменения в отношениях с друзьями. Может случиться и такая физиологическая реакция как энурез. В зависимости от вовлечённости в травматические события, не исключен регресс поведения, то есть возврат к действиям и реакциям, характерным для более младшего возраста. Могут появиться психосоматические реакции, например головные или желудочные боли.
Последствиями хронического стресса для ребенка могут стать еще и хронические заболевания: страдает пищеварительная система, сердечно-сосудистая, опорно-двигательная, и может снизиться общий уровень иммунитета.
Очень грустно… Это происходит со всеми детьми?
Нет. К счастью, дети мыслят не так, как взрослые, это обусловлено развитием мозга, который формируется вплоть до 26 лет. Поэтому некоторые из детей, даже столкнувшись с негативной историей влияния стресса, не будут иметь никаких негативных последствий. Но мы все равно должны быть к ним очень внимательны: следить за вопросами, поведением. реакциями, настроением, чтобы вовремя увидеть, не проявилось ли это негативное влияние.
Какие военные факторы сильнее всего влияют на развитие и психику ребенка?
Страшные зрелища и фотографии, потеря жилья, миграция, вынужденное переселение, усложнение доступа к школе, длительное пребывание в подвале, прилеты, разлука с кем-то из семьи, тяжелая травма или угроза травмирования, угроза смерти, насилие, тяжелые заболевания, бедность, недоедание – все это очень мощные потрясения, которые могут вызвать даже аффективно-шоковые состояния. И хотя дети сильнее подвержены влиянию таких событий, взрослых это тоже травмирует.
Может ли взрослый поддержать ребенка, если сам находится не в ресурсе?
К сожалению, это очень тяжело, на грани невозможности. Ведь для того, чтобы помогать любому, даже собственному ребенку, нужно «собрать воедино» самого себя. Тем взрослым, кто находится в очень тяжелом эмоциональном состоянии, нужно начинать с базовых вещей: спать при любой возможности, ведь недостаток сна приводит к нервному срыву, есть хотя бы понемногу, даже если нет аппетита, пить, потому что вода выводит из организма гормон стресса.
Также привести себя в порядок помогают отслеживание дыхания, выполнение рутинной работы, которая не требует сосредоточения, идет автоматически, но отвлекает от сложных мыслей. Есть еще такая прекрасная техника: мысленно «перенесите» себя в такое событие из прошлого, где было максимально приятно и комфортно, воспроизведите все эти положительные эмоции и «наполнитесь» ими для нормализации психического состояния.
И уже после того, как удалось стабилизировать себя – можно поддерживать детей.
Да, это хорошо работает в остром состоянии! Но как научиться не доводить себя до этого? Как сохранять выдержку, когда ты рядом с ребенком?
Хочу подчеркнуть, что не нужно пытаться быть всегда в идеальном ресурсном состоянии. Это война, и свои эмоции нужно просто принять. Важно быть добрым к себе. Не погружаться в чувство вины, если кажется, что что-то сделали не так. Извиниться, сделать выводы и понимать, что каждый имеет право на ошибку.
Также ради психологической устойчивости нужно научиться хорошо планировать свой день и предусмотреть в нем время для такого «меню» активностей, которые помогают восстановиться: прогулки, хобби, забота о себе и т.д. А еще стоит пересмотреть свой перечень повседневных задач: наверняка в нем есть такие пункты, которые сейчас можно не делать, отложить на потом, когда придет наша Победа. Ведь на все наших сил и энергии вряд ли хватит, поэтому надо беречь себя.
И абсолютно нормально – побыть в одиночестве, без детей. Это поможет наладить контакт с самим собой, вернуться к самому себе, а оттуда – и к помощи детям.
В какой именно поддержке сейчас нуждаются дети? Как, несмотря ни на что, создать для ребенка психологическое пространство, способствующее развитию?
В первую очередь, детям сегодня нужно, чтобы рядом с ними были родители или те взрослые, которые сейчас о них заботятся. Пространство для развития – это то, в котором есть контакт: физический, эмоциональный, социальный.
Физический контакт ребенка с близким взрослым должен быть искренним. То есть это не о том, чтобы просто похлопать по плечу, а об объятиях, массаже (помните «рельсы-рельсы, шпалы-шпалы»?), общих подвижных играх.
Эмоциональный контакт также невозможен без искренности. Интересуйтесь делами ребенка, будьте внимательны к его чувствам, настроениям, мыслям. Разговаривайте, делайте общие дела, играйте. В общем, это не очень отличается от того, что должно происходить и в мирные времена, но сейчас – это в разы сложнее и на столько же важнее.
Также сегодня детям очень важно поддерживать общение с друзьями. Если это не удается вживую – пусть общение идет в чатах, социальных сетях и даже онлайн-играх. Ведь это также сообщество и определенное комьюнити единомышленников. Еще один мощный социальный ресурс – это привлекать детей к делам, где они могут использовать свои знания, навыки и компетенции. Так они будут видеть результаты, чувствовать себя полезными, и это будет мотивирующим «движком» для дальнейшего развития.
Что бы вы пожелали сегодняшним родителям в финале нашей беседы?
Надо понимать, что ужас, который сейчас происходит – это такая цена борьбы света с тьмой. Но не забывать и о том, что самая темная пора бывает перед рассветом, и важно видеть этот рассвет. Надо фиксировать те вещи, которые сегодня идут на пользу жизни, обращать внимание на то, что нас наполняет, на свет. Когда мы делаем что-то для того, чтобы было светлее, это помогает нам преодолевать страх, действовать мужественно, понять свое место в этом строю. И быть в ресурсе, чтобы иметь возможность поддерживать других.