– Елена, чем опыт социальных проектов УНИКА может быть полезен для других?
– Сегодня в кругу моих коллег – представителей бизнеса, занимающихся благотворительными и социальными проектами, все чаще звучит вопрос: как правильно распорядиться пусть даже значительным, но все же ограниченным ресурсом? Как сделать это с максимальной пользой для Украины? Как донатить с наибольшей отдачей для общей Победы, а не только по зову сердца? Имея опыт в гуманитарных и благотворительных инициативах, решила поделиться опытом такого выбора. Конечно, это не сугубо личная позиция. Это принципы и критерии, которыми руководствуется группа УНИКА в Украине, выбирая партнеров в общественном секторе для совместного воплощения гуманитарных программ. Эти принципы мы применяли и раньше, но некоторые приоритеты изменились после 24 февраля 2022 года.
Поставки медикаментов и средств тактической медицины в прифронтовые больницы, термооборудование и школьные ноутбуки для жителей деоккупированных территорий, программа по посттравматическому восстановлению женщин и детей, образовательный проект по реабилитационной медицине – лишь часть инициатив, на которые идет благотворительная помощь от УНИКА. Это около 115 млн грн с начала полномасштабного вторжения. Мы работаем в этом направлении системно, сотрудничая с несколькими благотворительными фондами, и поэтому понимаем специфику довольно разных сфер, их запросов в разные периоды.
– Итак, по каким ключевым критериям вы выбираете потенциальные проекты для поддержки?
– Могу выделить три главных принципа, которые действительно важны для сотрудничества. Принцип первый: match по ценностям и направленности.
В центре внимания страхового бизнеса всегда стоит человек. Даже когда речь идет о корпоративных клиентах, мы все равно в первую очередь заботимся о защите людей: будь то безопасность зданий, где они работают, медицинское обеспечение целых коллективов или страхование ответственности руководителей компании. Без заботы о безопасности человека наш бизнес вообще не существует. Возможно, именно поэтому мы не можем пройти мимо «человекоцентричных» гуманитарных проектов, где в фокусе – наиболее важные запросы людей, восстановление их здоровья или сохранение жизни.
По соответствующим ценностям и профильному направлению мы и ищем партнеров, чтобы поддержать их гуманитарные инициативы. И искренне радуемся, когда в коммуникации с благотворительными фондами, НГО, представителями органов власти происходит match. В последнее время он все чаще случается тогда, когда ресурсы направляются на поддержку людей, которые сейчас максимально в ней нуждаются: раненых военных, переселенцев, детей, или же, например, наиболее уязвимых групп девушек и женщин. Последний пример – это проект «Незламна мама» от Фонда «Маша», который предоставляет возможности психологической реабилитации как гражданским, так и женщинам из ВСУ, которые нуждаются в восстановлении после оккупации или российского плена, неоднократных перемещений и потери жилья (например, из Мариуполя в Запорожскую область, Каховку), и других испытаний. Конечно, среди ценностей UNIQA есть и работа для общих позитивных изменений в мире, и стремление помочь обществу и окружающей среде развиваться устойчивым и ответственным образом. Но прямо здесь и сейчас, во время военных действий, мы должны в первую очередь сохранить людей, восстановить их здоровье и вернуть им возможность дальше жить полноценной жизнью.
– Что определяет второй принцип?
– Он звучит так: прозрачность – в разных измерениях.
Что сразу приходит на ум, когда речь заходит о прозрачности работы определенного учреждения? В страховой сфере, и вообще в финансах – это о корректной отчетности, регулярном аудите, комплаенсе и других важных, но несколько «скучных» вещах. На самом деле они важны и являются необходимым условием нашего сотрудничества с благотворительными учреждениями. Необходимым, но не достаточным. Ведь как раз страховщики хорошо знают, что прозрачность – это не только хорошая финансовая отчетность, а прежде всего готовность к живому общению, к открытой коммуникации на протяжении всего процесса сотрудничества. В этом есть не только «идейная», но и чисто практическая составляющая: если мы прямо обсуждаем с партнерами все нюансы проектов, понимаем друг друга с полуслова, сотрудничество движется быстрее и лучше, и в конце концов становится долгосрочным.
Прозрачность – это еще и готовность публично рассказывать о своих проектах. Гуманитарные акции могут быть большими или не очень, но главное – о них не должно быть стыдно говорить вслух. Да, нам важно, чтобы общество слышало: в условиях войны украинский бизнес не только сохраняет рабочие места и платит налоги, но и находит ресурсы, чтобы помогать своей стране.
Приведу пример. В марте 2022 года, когда сотни тысяч украинских семей выезжали на Западную Украину и в страны Европы, мы стремились как можно быстрее обустроить место для временного пребывания беженцев. Буквально за несколько дней организовали закупку и доставку всего необходимого для хаба на 50 койко-мест в пригороде Винницы. Наши сотрудники из этого региона работали круглосуточно, чтобы как можно скорее обустроить жилье. Все сделали очень быстро, и главное – почти сразу центр «Компас УНИКА» начал принимать людей, за считанные дни загрузка достигла 100%. Помогла огласка от партнеров, в частности, местной власти.
На этом примере мы видим: осведомленность о наших шагах сегодня позволит обществу иметь доверие к бизнесу завтра. А с кредитом такого доверия гораздо проще возродить страну и построить сильную экономику. Поэтому мы искренне радуемся, когда партнеры из общественного сектора или местной власти прозрачны и в смысле коммуникаций, с готовностью упоминая нас.
– Тем более, когда речь идет о результате, которым можно гордиться...
– Именно так, а для этого нужен третий принцип: адресность и конкретика.
Помощь должна быть адресной и конкретной. Потому что, во-первых, когда вы видите людей, которые нуждаются в помощи, понимаете, что именно можете сделать и видите результаты – это мотивирует. Например, работая с одним из наших постоянных партнеров, Благотворительным фондом Сергея Притулы (читайте, как автогражданка УНИКА помогла поддержать пострадавшие регионы Украины), который имеет гуманитарное направление деятельности, мы всегда имеем развернутую информацию о медицинских и других гуманитарных потребностях, о конкретных адресатах, детали о доставке, фото и видеоотчеты.
Во-вторых, адресные проекты автоматически являются более прозрачными, а это наш предыдущий критерий. И, наконец, в-третьих, эффективность адресных проектов проще оценить: посчитать или хотя бы опросить адресатов, достаточной ли была помощь для решения определенной проблемы. А имея такие количественные оценки, мы получаем основу для дальнейших решений: 1) финансировать ли аналогичные инициативы других фондов, 2) масштабировать ли подобный проект (например, в других громадах), 3) продолжать ли долговременное сотрудничество именно с этим провайдером и по этому направлению.
При этом мы руководствуемся принципом «берем и делаем», то есть ставим реальную, оцифрованную цель и направляем максимальные ресурсы для ее скорейшего достижения.
– Звучит убедительно, а можно ли сказать, что использование этих принципов является универсальным?
– Уверена, эти три принципа являются всеобъемлющими и существенно облегчают работу по направлению благотворительности – позволяют структурировать многочисленные запросы, поставить правильные вопросы к потенциальным партнерам, принять взвешенные решения. Но, безусловно, это не исчерпывающий перечень критериев – у каждой компании, волонтера или команды может быть свой подход. Но главное, пожалуй, в том, чтобы даже при отсутствии какого-то из критериев все же не останавливаться и помогать – делать, что должен, с верой в Победу.