Отличается ли характер переживания таких «глобальных» страхов от всех остальных?
На самом деле переживания всех страхов похожи. Важно то, как мы реагируем на угрозы. Если говорить об опасностях, то они могут быть реальными, а могут быть мнимыми. А страх, в свою очередь, может быть рациональным или иррациональным. Если человек переживает страх независимо от того, насколько реальна и вероятна угроза – этот страх ближе к иррациональному. Если опасность реальна, то страх будет рациональным, и его интенсивность зависит от того, как мы можем с ним справиться.
Когда мы говорим о страхах ядерной катастрофы, техногенных катаклизмов, уничтожения человечества, то следует рассматривать их, исходя из того, какова вероятность этих угроз, насколько мы можем им сопротивляться, какой видим нашу собственную роль в этом сопротивлении, имеем ли определенный план действий в случае наступление той или иной угрозы.
То есть, отличаются не страхи, а стратегия поведения людей?
Да, эти стратегии могут быть очень разными. Кто-то спасается, а кто-то выбирает оставаться на месте, где живет. Это было очень ярко видно во время эвакуации из зоны боевых действий в начале полномасштабного вторжения: одни в самом начале уже пересекали границу, а другие оставались на месте, несмотря на то, что на улицах уже разрывались снаряды. Три основных реакции: бегство, сопротивление или замирание – в любом случае срабатывает одна из них.
Еще нужно обратить внимание на то, можем ли мы что-нибудь сделать, чтобы предотвратить угрозу. На простом примере: я знаю, что существует угроза пожара, поэтому, чтобы предотвратить ее, я не буду играть с огнем, буду прятать спички от детей, выключать электроприборы и т.д.
Да, но у нас сейчас речь о вещах, на которые мы не можем повлиять…
Да, именно поэтому они нас больше всего пугают. Но если посмотреть вокруг немного шире, то в нашем мире, в нашей жизни есть много вещей, на которые мы не можем влиять. К примеру, это наш возраст: он всегда увеличивается и никогда не уменьшится. Это старость, которая неотвратима. Наконец - смерть, потому что нет людей, которые родились и не умрут. Сюда же относится и наша свобода воли, от которой мы тоже никуда не денемся и должны что-то с ней делать, принимать собственные решения. Это все вещи, которые мы никак не можем изменить. И поэтому должны под них только подстраиваться, принимать их существование.
Так что возможность страшных событий, которые могут произойти из-за войны войны, также можно только принять?
Нет, не только. В отличие от вещей, о которых я только что сказал, этим угрозам можно давать отпор. Конечно, самостоятельно сопротивляться трудно, почти невозможно, но здесь помогает такое важное явление, как принадлежность к определенному сообществу. В нашем случае – к государству Украина. В войнах часто побеждает не большее государство, а более организованное, более мотивированное. Мы знаем много таких исторических примеров, когда, на первый взгляд, армия была слабее, но благодаря организации и мотивации она побеждала более сильного врага.
И тогда мое влияние на ситуацию определяется тем, как я влияю на это сообщество, к которому я принадлежу, вместе с которым сопротивляюсь угрозе. За кого голосовал? Как я добивался выполнения предвыборной программы тех, кого избрал? Участвовал ли я в контроле расходования бюджетных средств на том участке, на котором я мог повлиять на это? Если я не буду воровать, если я не буду поощрять взятки, если я буду влиять на друзей, чтобы они не разворовывали государственное имущество, и чтобы они не поощряли взятки – это будет цепочка, которая в итоге в конечном итоге приведет к эффективной работе, эффективной деятельности всего государственного аппарата. А это в свою очередь приведет к тому, что мы сможем победить врага.
И это понимание того, что человек может повлиять на ситуацию, определенным образом контролировать ее, уменьшает и уровень тревоги.
Действительно, принадлежать к сообществу, действовать вместе с ним – очень важно!
Но есть еще одна важная вещь – ответственность за свою жизнь. Да, у нас есть Министерство обороны, Министерство чрезвычайных ситуаций, но это никак не отменяет моей личной ответственности за собственную жизнь и жизнь моей семьи. Мы должны помнить и выполнять все рекомендации, которые нам давали в начале войны: собранный «тревожный чемоданчик», документы, отложенные деньги, готовые нужные контакты на случай выезда, иметь понимание, где остановиться и что делать. Никто другой не сделает это за нас, мы должны иметь план действий, и желательно не один. Нужен еще план «Б», план «В». И если у нас есть эти планы – мы сильнее и страхов у нас меньше.
А как насчет незапланированных, внезапных событий?
Конечно, они могут случиться. Например, может упасть ракета: я выйду за хлебом, она упадет в квартиру, где я живу. Или, наоборот, я пойду за хлебом, а она попадет именно в тот магазин, куда я пришел. Никто не может это учесть. Но мы должны учиться выдерживать неопределенность. В действительности неопределенности в нашей жизни очень много. Множество людей представляет идеал своей жизни как стабильность. Но на практике такой идеал, к сожалению, невозможен. Ведь наша жизнь больше похожа на путешествие по неизвестной территории. В любое время может произойти что угодно: травма, болезнь или нападение безумного «соседа». То есть много событий может произойти в моей жизни, которые могут очень неожиданно развернуть мою жизнь в какую-то сторону.
Даже если, казалось бы, есть план, все может пойти не по нему. Простой пример сейчас: – разбомбили дорогу, по которой я планировал эвакуироваться. Поэтому очень важно умение быстро приспосабливаться, то, что в психологии называется адаптивностью. Это также умение выдерживать неопределенность, потому что полной определенности у нас не будет никогда.
И вот сравним два варианта. Первый: я ожидаю, что у меня должна быть стабильная жизнь, а получаю бурную неопределенность. Второй: я понимаю, что может произойти что угодно и мне придется выкручиваться, поэтому готовлюсь к разным вариантам событий. Понятно, что во втором случае будет меньше страхов и тревоги, ведь меньше разница между реальностью и ожиданиями от нее.
Да, конечно, стоит учиться жить в неопределенности! А если пока этих навыков не хватает, то как не впасть в отчаяние или депрессию?
У многих людей есть свои стратегии, как продержаться, они могут быть разными, но я бы выделил три основных, которые не помешают каждому.
Иметь достаточный круг поддержки. Это не только те люди, которые могут помочь вам, а и те, кого можете поддержать вы. Это поможет ощущать свою полезность и придаст смысл жизни.
Составлять мотивирующие планы на жизнь. А еще – заменять их другими планами, если вдруг, из-за непредсказуемых событий, предыдущие окажутся недостижимыми или придется их откладывать.
Заботиться о своем физическом и ментальном здоровье. И первобытным является именно физическое! Своевременно и достаточно спать, правильно питаться, заботиться о личной гигиене, гулять на свежем воздухе, иметь умеренные физические нагрузки – все эти вещи очень стабилизируют наше психологическое состояние.
А если самостоятельно справиться не удается, шоковое состояние или апатия длятся более двух недель, надо обращаться к специалисту – психологу или даже психиатру. Да, к обращению к последнему в нашем обществе пока что относятся несколько предвзято, но нужно понимать - это такой же врач, как и другие. И только этот специалист может назначить медикаменты, которые помогут преодолеть острое состояние, а дальше можно будет справиться самому или с помощью психолога.
В заключение хочу пожелать всем Победы и мира. А если и будут незапланированные события – пусть только радостные!