Дорожные риски во время войны: каковы они, почему бывают и как их избежать?

Статистика дорожных происшествий

Согласно статистическим данным Патрульной полиции Украины, за первые два месяца 2023 года количество ДТП с пострадавшими в Украине увеличилось на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В отдельных регионах – Киевском, Одесском, Сумском, Харьковском – этот прирост составляет от 25% до 37,5%, а в Черкасской области – 61,7%.

Наиболее частыми дорожными инцидентами стали: наезд на пешехода (1159 случаев), столкновение (1089 случаев) и наезд на препятствие (408 случаев).

Среди причин ДТП лидерами являются: превышение безопасной скорости (1223), нарушение правил маневрирования (523), нарушение правил проезда пешеходных переходов (331), нарушение правил проезда перекрестков (222), переход пешеходов в неустановленном месте (188), несоблюдение дистанции ( 128), управление транспортным средством в состоянии опьянения (107).

 

Факторы, усложняющие движение

Причины такого роста в целом понятны и почти все они так или иначе связаны с военным положением.

1) Переезд людей в другие регионы из-за военных действий. В прошлом году такой рост дорожных происшествий из-за скопления людей и автомобилей происходил в западных областях. И это был не просто плотный трафик, ведь новоприбывшие не знали местности, особенностей ландшафта, чувствовали себя на дороге неуверенно. К тому же, несмотря на официальные ПДД, в каждом регионе существуют определенные традиции вождения: где-то привыкли ездить быстрее, где-то «агрессивнее», а где-то не всегда соблюдают правила приоритета. Все это в совокупности никак не делает дорожное движение проще. В этом году ситуация на Западе страны нормализовалась: кто-то уехал за границу, кто-то вернулся домой из-за необходимости приступать к работе, остальные – адаптировались на новом месте. А проблемы, связанные с большим количеством перемещенных людей, передвинулись к центральным и восточным регионам, куда многие переехали от эпицентра боевых действий.

2) Проблемы с освещением. Именно отключения электричества, которые происходили из-за вражеских обстрелов, стали причиной большого количества ДТП, особенно с участием пешеходов. Несмотря на все предупреждения о необходимости светоотражающих элементов на одежде, использования фонариков и т.д. в темное время суток, многие пренебрегали этими мерами собственной безопасности.

3) Отсутствие дорожных знаков. Эта проблема актуальна для регионов, которые являются или были приближенными к зоне боевых действий и находились (или находятся и сейчас) под угрозой вражеского наступления. Для усложнения такого наступления с дорог изымались или закрашивались знаки, обозначавшие начало и конец населенных пунктов, связанные с этим ограничения скорости и т.д. Постепенно знаки были восстановлены, но не все и не повсюду, ведь угроза, к сожалению, еще не прошла.

4) Блокпосты и другие искусственные препятствия. Как мы помним, в начале вторжения защитные сооружения устанавливались на всей территории Украины. Затем в регионах, которые являются относительно безопасными, они были частично демонтированы, но в некоторых регионах такие конструкции все еще актуальны. Учитывая, что наиболее часто нарушением является превышение скорости, понятно, что часто водители просто не успевают среагировать на наличие такого препятствия на дороге.

5) Эмоциональное состояние участников дорожного движения. Согласно исследованию Украинского Института будущего, 41% украинцев отмечают, что их эмоциональное состояние ухудшилось, а 57% указывают, что тревога – это самая частая эмоция, которую они испытывают. Понятно, что такое психологическое состояние не лучшим образом отражается и на скорости реакции, и на стиле вождения.

 

Новый риск – электрические транспортные средства

К тем дорожным сложностям, которые мы перечислили, теперь прибавляется еще одна, связанная с электрическими средствами передвижения. В конце марта в Украине вступил в силу закон, согласно которому электрические самокаты, гироскутеры и другие подобные приспособления для передвижения были признаны транспортными средствами. Правила дорожного движения еще не обновлены, но понятно одно: теперь электрические транспортные средства имеют полное право передвигаться по дорогам общего пользования.

Это существенно облегчает жизнь пешеходам, которым до этого приходилось делить тротуары с самокатчиками, но добавляет проблем автомобилистам. Ведь водители электрического транспорта не получают водительских прав, часто не очень разбираются в правилах дорожного движения, да и сами особенности их передвижения в правилах еще не прописаны. Также из-за своего небольшого размера электрические средства и их пользователи часто попадают в так называемые «слепые зоны» водителей, и это создает дополнительные риски.

 

Как уменьшить риски и сделать управление безопаснее?

Такое количество внешних факторов требует от водителей особой внимательности на дороге. Мы рекомендуем применять приемы и стратегии так называемого «защитного стиля вождения», позволяющего уменьшать риски ДТП независимо от дорожных условий и действий других участников движения.

  • Безопасная дистанция. Оставляйте достаточно места между своим транспортным средством и остальными. Важно, что эта достаточность должна быть измерена не в метрах, а в секундах. Определите, сколько секунд вам нужно при определенной скорости для того, чтобы отреагировать на изменение дорожной обстановки и затормозить? Именно такой и должна быть дистанция.
  • «Сканирование» дороги. Отслеживайте дорогу впереди и сбоку и будьте внимательны ко всем дорожным знакам и потенциальным опасностям, таким как искусственные препятствия, предупреждающие надписи, соединения транспортных средств, пешеходные переходы или строительные зоны. Предвидение сложных ситуаций поможет ускорить реакцию в случае опасности.
  • Не отвлекаться! Основная причина аварий – это именно отсутствие внимания на дороге. Телефонные разговоры, эмоциональное общение с пассажирами, не говоря уже о еде или отправке сообщений за рулем – это все стоит строго себе запретить.
  • Предвидение действий других водителей. Для этого отслеживайте дорогу не только впереди, но и позади своего автомобиля. Если вы увидите, что другой водитель двигается неровно, или слишком быстро, или нарушает правила – следует заранее откорректируйте свое движение.
  • Соответствующая скорость. И это даже не о том, что нужно соблюдать требования ПДД по скорости. Это – о соответствии скорости движения текущим дорожным условиям. Изменился транспортный поток? Начался ливень? Скорость должна быть откорректирована.
  • Понятность действий другим участникам движения. Будьте предсказуемы на дороге, давайте другим участникам достаточно времени для того, чтобы отреагировать на ваши намерения и действия: всегда используйте сигналы поворота, не меняйте полосу движения слишком резко, вообще старайтесь двигаться как можно плавнее.
  • Проверка «слепых зон». Перед началом движения, сменой полосы или поворотом всегда проверяйте свои «слепые зоны». Помните о мотоциклистах, велосипедистах и водителях электротранспорта, которые из-за своего небольшого размера могут оставаться незаметными. Для этого важно всегда иметь чистые и правильно настроенные зеркала.

Если подытожить, то общим условием «защитного» поведения на дороге должна быть проактивность и принятие всех возможных мер по уменьшению риска аварий. Такое поведение делает дорогу безопаснее не только для самого водителя, но и для других участников движения.

А еще рекомендуем позаботиться о защите собственного авто в надежной страховой компании. О КАСКО от УНИКА можно подробнее узнать здесь: https://uniqa.ua/private/auto/kasko/

Надеемся, эти советы будут для вас полезны и помогут сделать дороги более безопасными для всех.