Почему нынешних лимитов недостаточно
Украинский рынок автогражданки продолжает расти. По данным МТСБУ, в I квартале 2023 года страховщики заключили почти 1,6 млн договоров с клиентами (на 14% больше, чем год назад). Сумма собранных премий за полисы на 32,1% превысила прошлогоднюю, а объемы осуществленных выплат в пользу клиентов увеличились на 28,4%.
Растут и суммы, которые выплачиваются по отдельному полису. Средняя выплата по рынку в I квартале 2023 составила 29 019 грн (прирост 31%, почти на треть). Хотя в зависимости от компании этот показатель значительно отличается.
О чем говорит рост средней суммы выплаты? Это означает, что увеличивается количество случаев со значительными убытками.
Еще в экономически стабильном 2019 году в МТСБУ отмечали, что в общей сумме выплат на страховые случаи с ущербом сверх лимита приходилось около 6–7% выплаченных страховщиками сумм по полисам автогражданки. И это в условиях, когда такие случаи составляли лишь 1–2% от общего количества аварий. То есть потерпевших, которым не хватало лимита выплат для полной компенсации последствий ДТП, было не так много, но нанесенный ущерб в каждом таком происшествии был очень большим.
Во время войны ситуация только усложнилась. Средний ущерб пострадавших в ДТП продолжает расти по нескольким причинам.
Во-первых, значительная девальвация национальной валюты автоматически увеличила гривневую стоимость импортных запасных частей и деталей, которая используется при расчете фактического ущерба. Особенно это актуально для Киева и других городов-"миллионников", где много новых и дорогих авто. Иногда одно серьезное ДТП, особенно с участием нескольких машин премиального класса, может принести убытки на многие сотни тысяч гривен. Разницу между фактическим ущербом и суммой, которую возмещает полис ОСАГО, виновникам приходится компенсировать за свой счет.
Во-вторых, во время военного положения увеличилось количество ДТП с пострадавшими – как правило, аварий со значительным ущербом. По данным Opendatabot, количество ДТП с пострадавшими и погибшими в Украине за первые три месяца 2023 года почти вернулось к довоенному уровню (зафиксировано 4 538 аварий с жертвами). Среди основных причин – миграция людей в другие регионы из-за военных действий, проблемы с освещением, разметкой и дорожными знаками, плохое качество дорог, хроническое переутомление и ухудшенное психоэмоциональное состояние украинцев в условиях войны.
Обновленные лимиты выплат, которые действуют с июля 2022 года и составляют 160 000 грн за ущерб, причиненный имуществу потерпевших и 320 000 грн за ущерб жизни и здоровью, лишь частично решают проблему крупных убытков. Именно поэтому в новом законопроекте об ОСАГО говорится о постепенном повышении максимальных сумм выплат за имущество до нескольких миллионов гривен.
Что же делать автовладельцу, который хочет себя обезопасить от подобных неприятностей, не дожидаясь законодательного увеличения лимитов? Выход есть и довольно простой: расширять стандартное покрытие с помощью добровольной автогражданки.
Какие есть варианты расширения покрытия?
Проанализировав запросы клиентов и многолетнюю статистику страховых событий, специалисты УНИКА предлагают расширять размеры страхового покрытия одним из двух путей:
- Сразу приобрести комплексный продукт защиты гражданской ответственности автовладельца с увеличенным покрытием. Такой вариант целесообразно рассмотреть при ежегодном обновлении полиса ОСАГО. В УНИКА есть два варианта: «Расширенная Автогражданка» (стандартное покрытие + 250 000 грн за ущерб имуществу + 50 000 грн за ущерб жизни) и «Расширенная Автогражданка+» (стандартное покрытие + 550 000 грн за ущерб имуществу + 50 000 грн за ущерб жизни).
- Докупить покрытие к стандартному полису автогражданки. Это логично, если вы уже имеете действующий обычный полис ОСАГО, но хотите его дополнить. В УНИКА есть возможность расширить лимит выплаты по гражданской ответственности дополнительно до 950 000 грн за ущерб имуществу и на 50 000 грн за ущерб жизни. Даже минимальный полис ДГО – Базовый – увеличивает покрытие по «железу» на 250 000 грн, и это стоит всего 500 грн в год.
Какой бы вариант расширения вы ни выбрали, он значительно усилит защиту вашей гражданской ответственности на случай ДТП.
Какие еще нюансы нужно учесть?
Знать условия своего договора страхования и уметь пользоваться полисом не менее важно, чем усилить уровень защиты. Вот основные моменты, о которых следует помнить, чтобы ожидания от финансовой услуги не расходились с реальностью.
- Дополнительное покрытие начинает действовать только после стандартного. Иными словами, добровольная автогражданка «включается» только если для полного возмещения ущерба не хватило лимита по базовому полису ОСАГО. Отсюда логичный вывод – чтобы воспользоваться дополнительным покрытием, у водителя должен быть действующий полис обычной автогражданки. Добровольный полис не заменяет обязательный.
- При оформлении происшествия без вызова полиции по Европротоколу существует отдельный лимит выплаты 80 000 грн, что значительно ограничивает возможности даже стандартного покрытия, не говоря о дополнительном. Поэтому если вы не уверены, что этих денег хватит на полное компенсирование ущерба, лучше вызвать на место ДТП патрульную полицию.
- Помните о соблюдении обязанностей клиента, чтобы страховщик мог корректно рассчитать размер выплаты и не имел оснований для отказа в компенсации. А именно, необходимо вовремя сообщать компании о страховом случае, правильно оформлять ДТП. Также не разрешается ремонтировать авто до момента осмотра эксперта, рассчитываться с другими участниками происшествия на месте, давать ложные показания об обстоятельствах аварии – все это может быть основанием для подозрения в мошенничестве и причиной отказа в выплате.
Желаем вам мирных и безопасных дорог! А надежная и качественная страховая защита от УНИКА пусть придает уверенности за рулем несмотря на сложности жизни.