Праздники, война и отдых: можно ли найти баланс для поддержания эмоционального ресурса?

Чем ближе к Новому году, тем острее становится дискуссия в обществе о том, можно ли себе позволять отдых во время войны. Каково Ваше отношение к этой теме?

То, что есть разные взгляды по многим вопросам – это естественно, потому что мы все разные, поэтому будем на одни и те же вещи иметь свое мнение, свой фокус внимания, свое отношение. Мы его выстраиваем через наш личный опыт, наши ценности, наши смыслы, наше отношение к миру. И имеет значение гибкость позиции: умеем ли мы принять или хотя бы понять позицию другого или мы непоколебимы в отстаивании своего мнения.

Нынешняя ситуация учит нас принимать все происходящее на самом деле, то есть действительное, реальное, фактическое, что есть сейчас в жизни нашей страны и каждого украинца. Война продолжается? Да. Но вместе с тем жизнь продолжается? Конечно. У нас есть раны, есть потери. Впрочем, у нас есть и возможности исцеляться. Если мы только поляризуем мир и обращаем больше внимания на один полюс, не проявляя гибкости, не позволяя себе расширить видение (или просто не хотим видеть другое) – это приводит к сложностям. Ведь тогда вообще становится трудно договориться с кем-то, найти общую точку зрения, найти общий язык. И это ведет к тому, что дистанция между нами становится еще больше и больше.

 

Полезна ли такая дистанция?

Точно нет. И это касается не только вопроса отдыха или празднований. Если мы не хотим договариваться и становиться более гибкими, то поляризовать нас могут любые вопросы.

Предлагаю прибегнуть к метафоре: что такое жизнь? Это вдох и выдох. Можем ли мы жить, когда только вдыхаем? Вдохнули, затаили дыхание, и вот мы взяли полные легкие кислорода, но что с этим кислородом делать? Мы не можем жить так, мы должны выдохнуть для того, чтобы сделать новое вдох, снова наполнить легкие кислородом и подпитать организм. Так и жизнь: это и вдох, и выдох, и страдание, и исцеление, и день, и ночь. Более того, между этими всеми такими, казалось бы, противоположными вещами всегда есть середина. К примеру, между восходом и закатом есть время полудня, есть целый день. То есть между крайностями всегда что-то сочетаемое. И полезно искать именно это, а не подчеркивать разницу, чтобы еще больше поляризоваться.

 

Так что же делать для того, чтобы соединить крайние точки зрения?

Состояние войны и все происходящие сейчас трагические события дают нам выбор. Или мы регрессируем, впадаем в «детскую» позицию, прячемся и говорим: нет, этого нет, нет, здесь вокруг меня «пузырь» и у меня здесь все хорошо, войны нет. Это бегство в фантазии, бегство от реальной жизни. Да, это может быть защита от боли, которую несет нам реальность. Но ведь на самом деле мы не можем убежать, поэтому как бы мы ни прятались – на самом деле просто оттягиваем время, когда придется встретиться с реальностью. А реальность такова, что война не закончилась, в каких бы мы фантазиях ни находились.

Другой выбор – это смелость и стать во «взрослую» позицию: встретиться с реальностью, чтобы посмотреть правде в глаза, не прятаться, а выстраивать внутреннюю опору. Как говорится: когда страха в глаза посмотришь, тогда он сам пугается. И действительно, при такой позиции страх становится меньше, потому что человек уже реально по фактам оценивает, какие угрозы существуют на самом деле не в фантазиях. Так как фантазии не конкретны, они масштабируются без ограничений.

 

То есть решение – жить фактами, а не фантазиями?

Да, в реальной жизни есть факты. Я сегодня живу – факт, я сегодня проснулся – тоже факт. У меня сегодня есть позавтракать, у меня есть возможность позаниматься спортом, у меня есть возможность пойти на работу, у меня есть возможность обнять близких, у меня есть возможность помочь ребенку выучить уроки, у меня есть возможность что-то купить, у меня есть возможность донатить, у меня есть возможность поддержать кого-то – все это факты и реальная жизнь. Это можно обозначить, можно ставить рамки. И когда есть такие рамки, тогда простора для фантазий и выращивания в себе тревожных состояний становится гораздо меньше. И это облегчает жизнь, потому что когда человек объективирует то, что происходит здесь и сейчас, он знает, как справиться со своими минусами, потому что он видит свои плюсы. То есть осознает свои сильные стороны, а не только то, что его огорчает. Тогда сила в его руках.

Это же касается «пузыря». В нем можно долго прятаться и защищаться от тех, кто пытается сказать что-нибудь другое, сказать правду. И защищать этот свой «пузырь» как можно больше времени, избегая фактического в своей жизни. Но, все равно, бесконечно так жить нельзя.

 

Но если у нашей психики есть такой вариант реакции, как регресс, то возможно он тоже иногда полезен?

Да, конечно, но когда такой регресс осознан и умерен. К примеру, я сделаю горячий чай, закутаюсь в плед и поплачу, погорюю, погрущу. Как будто я в этом пледе, как в материнской утробе… Хорошо, когда человек делает это осознанно, потому что чувствует, что «сейчас мне нужно оказать поддержку себе самому». Но он не остается в таком состоянии 24 часа в день. Он дает себе для этого определенное время, набирается сил, восстанавливает свой ресурс и дальше возвращается во взрослую жизнь, в которой сейчас есть все. В котором есть вещи, которые нравятся и не нравятся.

 

Но есть люди, которые сейчас совсем не позволяют себе отдыхать…

Мы все разные, у каждого своя структура личности, свой характер и свои доминирующие черты. Поэтому человек, имеющий определенную склонность к жертвенности, может осознанно или не осознанно пренебрегать своими потребностями, отказывать себе в чем-то необходимом. Скорее всего, такие черты характера были и до войны: уметь отдавать больше, чем получать, уметь больше удовлетворять потребности других, чем свои. А война это просто усилила. И это совсем не плохо. Это нормально, особенно когда есть определенная высшая цель – работа на Победу, помощь раненым и т.д. То есть, не просто ограничивать себя в развлечениях и отдыхе, а направлять это время и ресурс на служение цели.

Впрочем, здесь следует все же придерживаться определенного баланса. Ибо когда я планирую жизнь только для других, а свои нужды полностью игнорирую, то через некоторое время выходит, что я выгорела, эмоционально или профессионально, и сама уже нуждаюсь в помощи. Так многое отдала, что «обесточилась».

И когда мы в таком состоянии, без заряда, можем ли мы быть дееспособными? – Нет. Мы должны тогда взять паузу и попросить о помощи для себя. Но жертвенным людям бывает очень не просто попросить о помощи. И тогда следующий шаг – погружение в глубокие стрессы, депрессию и т.д. Да, человек может выбирать все, что он хочет, он хозяин своих состояний. Здесь вопрос о пользе: как можно дальше быть полезным в таком состоянии? Ведь эта жертвенность сейчас – ради того, чтобы быть полезным в нашей всеобщей борьбе.

 

То есть позволять себе отдых – все-таки нужно?

Да, но я думаю, что стоит выбирать виды отдыха. Возможно, масштабные действа, яркие праздники, пати не являются корректными и этичными сейчас. И для того, чтобы все же предоставить себе возможность восстановиться, есть смысл задуматься над тем, чтобы немного изменить убеждение с «я не имею права отдыхать» на «я даю себе право на отдых, который я считаю этическим». Ведь отдых – это не только громкие вечеринки. Это – почитать книгу, дать себе возможность хорошо выспаться, позаботиться о режиме своего питания, чтобы были силы для организма, принять контрастный душ или горячую ванну, пообщаться с друзьями, послушать музыку, заняться физкультурой. Из этого можно выбрать для себя то, что будет корректным даже во время войны.

 

И напоследок – какое будет пожелание нашим читателям от психолога в связи с приближением новогодних праздников?

Возможно, та ситуация, которая сейчас есть, должна научить нас, кроме всего прочего, чувствовать меру. Ведь в нашей украинской ментальности есть такое: если елка, то самая высокая в мире, если праздновать, то как можно громче, если гореть, то тоже вовсю. Это не плохо, но это может истощать. Как после большого горя, так и после сильной радости человек может чувствовать себя опустошенным. Поэтому мы должны научиться быть между этими крайними состояниями, изобрести для себя «золотую середину». Конечно, для каждого эта середина будет своя, конечно, это нелегко, но хорошо будет, если мы просто начнем думать в этом направлении. И чтобы каждый мог сделать осознанный выбор по наступающим праздникам: как будет приемлемо их встретить именно для меня? Чтобы хорошо было и для моего тела, и для моей души, и для моих ценностей.