Как случилось, что вы присоединились к волонтерскому движению?
Это произошло почти сразу после начала войны. Сестра мужа, которая работает на почте в Киеве, сказала, что есть проблема: многие почтальоны покинули наш город Васильков, поэтому некому разносить жителям пенсии и социальные выплаты. Мы вместе решили помочь, потому что кто-то должен выполнять эту важную работу.
Как вообще удавалось доставлять пенсии по улицам города, который все время под ракетными обстрелами?
Конечно, это было сложно. Сложно психологически, а иногда просто страшно, особенно в начале марта. Когда разносили пенсии, почти каждый день были новые ракетные удары. А ты стараешься не слушать эти сирены, бежишь и думаешь только о том, чтобы принести людям деньги, которых они ждут.
Очень тяжело было в те дни на душе еще потому, что не всегда удавалось передать людям помощь. Многие просто боялись открывать дверь. Но уже в апреле стало немного легче, большинство наших адресатов уже начали узнавать нас и не пугались. Так мы и проработали почти два месяца, пока девушки-почтальоны не начали возвращаться.
Но история волонтерства на этом не прекратилась?
Нет, ведь я нашла для себя еще одно направление помощи. Уже вместе с родной сестрой (кстати, она тоже волонтер) мы выпекали для подразделений нашей Теробороны пирожки и булочки. Ребятам это пришлось по вкусу, и нас попросили приготовить 700 пасок для военнослужащих к Пасхе. Должна признать, что это была ох какая нелегкая задача… Но трудности даже подстегивали, откуда только бралась та энергия! Несколько дней работали вместе, почти непрерывно, и успели вовремя: наши паски как раз свежими доехали до солдат.
Мы до сих пор вместе с сестрой время от времени делаем выпечку и отправляем ее в военные подразделения. Потому что кормят их хорошо, но домашняя выпечка – это особое тепло.
Украинские волонтеры уже стали настоящим символом сплоченности и самоорганизации. А как работает ваше городское волонтерское сообщество?
Город у нас очень сплоченный, десятки людей постоянно отзываются на просьбу о помощи. Приносят вещи, игрушки, лекарства. Всегда доступна информация, где находятся пункты сбора и выдачи гуманитарной помощи переселенцам.
Обмениваемся информацией через местные группы в мессенджерах. Есть и главная волонтерская группа нашего города, к которой – после определенной проверки – могут присоединиться все желающие. Когда появляется новый запрос, председатель городского совета лично пишет в группе, что именно нужно и для кого. А мы уже локально приобщаемся к этому сбору, каждый участник группы в зависимости от запроса помогает по возможности. Как правило, кто-то один сначала собирает необходимое в своем доме, по друзьям и соседям, а затем относит или увозит в волонтерский центр.
Существуют ли особые черты характера, которые лично вам представляются необходимыми для волонтерства?
Для меня это три вещи: эмоциональная выдержка, умение быстро решать сложные вопросы и привычка видеть несколько вариантов выхода из ситуации. В волонтерстве мне очень пригодился мой многолетний опыт в УНИКА. Потому что организация документооборота в столь крупной компании – не такая простая задача, как иногда может казаться. Надо оперативно принимать решения, концентрироваться на конкретной задаче, держать в фокусе внимания еще несколько параллельных потоков информации, да и еще многое уметь. И если ты это делаешь каждый день на работе, то сможешь так действовать и в другой сфере.
Также нужно уметь расставлять приоритеты. Сейчас нагрузка по работе больше, чем в начале войны, а по волонтерской линии, наоборот, стало немного проще. В марте успеть все было очень тяжело, потому что помогали людям по всему городу. Должна была много ездить, а параллельно еще и работать. Но все это принесло опыт. Сейчас уже понятно, как обрабатывать большинство запросов о помощи. Например, если нужно найти лекарства или какие-то специфические вещи – я уже знаю, где лучше их искать и к кому обращаться. Поэтому каждый день стараюсь выделять на волонтерство несколько часов. Вечером просматриваю группы в соцсетях и мессенджерах, смотрю, кому что нужно. И дальше начинаю действовать.
Насколько трудно работать дистанционно? Ведь кажется, что документооборот требует постоянного присутствия в офисе.
УНИКА предоставила нам, своей команде, все возможности для дистанционной работы еще пару лет назад, когда началась пандемия ковида. Для большинства процессов в компании, и для моего тоже, уже неважно, где именно находятся сотрудники. Каждый день я на связи со всеми коллегами, и мы помогаем друг другу. Без такой поддержки постоянная работа была бы невозможна.
Например, в некоторые дни сирены воздушной тревоги в Василькове звучали почти каждый час. Тогда нам пришлось жить в погребе, где не было интернета и связи. Именно тогда коллеги брали на себя часть моих функций. А когда становилось безопаснее, я выходила «из подполья» и приступала к работе.
Что еще вас вдохновляло и поддерживало все это время?
В самые трудные моменты помогала и отвлекала именно работа. И, конечно, дети – у меня двое.
Если бы я показала, что нервничаю, не собрана и растеряна, они бы еще больше испугались. Потому и пыталась держать себя в руках. Объясняла детям, что им нужно даже в таких условиях продолжать учиться – младшему в школе, старшему в институте. Сама показывала пример: вот, работаю, ведь нужно зарабатывать деньги, на которые мы должны жить. Дети поняли и помогли сплотиться нашей семье. Мы даже не рассматривали вариант покинуть город. Ведь наша семья – это не только дети, но и моя мама и больная бабушка, которых нужно каждый день поддерживать. У меня не было и мысли оставить их самих.
Многие ваши коллеги из УНИКА также занимаются волонтерством. Координируетесь ли с ними в своей деятельности?
В УНИКА существуют внутренние группы для обмена информацией. Там мы все отслеживаем запросы коллег и подключаемся, если можем чем-нибудь помочь. Я знаю, кто из нашей большой команды занимается волонтерством, и часто общаюсь с ними, узнаю их запросы и рассказываю, что нужно нам в городе. Например, мы неоднократно собирали средства для наших сотрудников, которые находятся на передовой.
У нас действительно очень дружная компания. В первые дни войны звонило немало коллег из разных регионов, спрашивали, нужна ли какая-то помощь лично мне. Все понимали, что Васильков одним из первых попал под удар. А еще несколько раз коллеги из Львова покупали лекарства, которых не было в нашем городе. Таким образом, мы поддержали многих больных. Здесь долго еще не утихали боевые действия, было страшно, когда стреляли на улицах. Но мы постоянно чувствовали поддержку – каждый помогал чем мог. А это очень мотивирует держаться!
Есть ли у вас волонтерская мечта?
Да! Есть большое желание помочь быстрее восстановить наш город, чтобы он был таким же красивым, как и до войны. Ведь Васильков пострадал от ракетных обстрелов – почти разрушено училище, сгорели дома… Мы в группах собираем средства на восстановление, а когда есть время – сами выходим на улицы, помогаем нашим коммунальщикам убирать обломки и расчищать территорию. Очень ждем конца войны, чтобы начать строить! Верю, что воплотим эту мечту уже очень-очень скоро.