Вдохновляющие и потрясающие. Королевский музей изящных искусств в Антверпене

В этом выпуске блога мы расскажем, чем известен музей, почему реставрация длилась так долго, и как познакомиться с экспозицией, не путешествуя в Бельгию. Итак, знакомьтесь: Королевский музей изящных искусств в Антверпене.

 

Официальный сайт https://kmska.be/

Чем известен музей? Прежде всего своим богатым художественным собранием – оно насчитывает больше 7600 картин, скульптур и гравюр. Основу коллекции составляют работы, которые гильдия живописцев Антверпена собирала еще с XIV века! Еще одна большая часть музейного фонда – это  собрание бургомистра Флорана ван Эртборна.

В музее можно увидеть работы Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Тициана, Антонелло да Мессина, Ганса Мемлинга, Жана Фуке, Симоне Мартини. Кроме шедевров эпохи Средневековья, Возрождения и европейского барокко здесь представлены работы признанных художников более поздних эпох, в том числе Амедео Модильяни, Осипа Цадкина, Огюста Родена и десятков других. В музее есть и работы всемирно известного бельгийского сюрреалиста Рене Магритта.

 

Почему музею понадобилась реставрация? Нынешнее здание музея на Leopold De Waelplaats было построено специально для хранения огромной коллекции и открыто в 1890 году. Узнаваемый фасад украшают две большие статуи ангелов на колесницах. Возле музея разбит сад, где также выставлялись скульптуры. Несмотря на монументальность, музейные помещения давно требовали ремонта: скульптуры и оформление фасада пострадали от времени и осадков, мозаика местами осыпалась. Банально – текла крыша!

И, конечно, были проблемы посерьезнее. В коллекции много шедевров, которые перешагнули 500-летний рубеж, поэтому им требовались особые температурные условия для демонстрации, хранения и консервации картин – в 150-летнем здании они просто не предусматривались. Критически не хватало места для музейных фондов и реставрационных мастерских. Сад, окружавший музей, также требовал реновации.

Кроме того, при постройке и последующих ремонтах активно применялся асбест, который сейчас запрещен в Европе, так как может вызвать легочные заболевания вплоть до неизлечимых. Поэтому было решено закрыть музей на такой долгий период и целиком обновить его.

 

Как сейчас? Музей полностью отреставрирован, при этом его узнаваемый внешний вид и внутреннее убранство основных залов сохранили дух минувших столетий. Больше того, архитекторам удалось расширить используемые площади на 40%. Количество музейных залов доведено до 50, из них 37 для собственной коллекции и 13 для временных выставок.

Как достигли таких результатов? За счет высокотехнологичной перепланировки внутренних двориков и подвалов здания, где находилось бомбоубежище. Архитекторы шутя называют этот проект «Lego в оболочке ХІХ века». Также полностью перепланирован сад: он остался частью музея, но приобрел также функции общественного пространства для жителей.

Новые выставочные залы полностью белые и выглядят весьма футуристично. Поменялась и экспозиция: в музее отказались от хронологического расположения картин, а вместо этого объединяют работы по тематике. Например, сейчас экспонируется выставка, посвященная свету.

 

Как посетить онлайн? В первый же день после открытия KMSKA посетили 25 000 человек. А те, кто не может приехать в Антверпен, могут познакомиться с главными шедеврами музея в цифровом виде. Можно путешествовать по страницам каталога, следуя за популярными запросами, а можно выбрать конкретные произведения по названию, автору или стилю. Каталог и описания картин доступны на английском, французском и нидерландском языках здесь:

https://kmska.be/nl/overzicht/de-collectie

Второй способ поближе познакомиться с коллекцией –воспользоваться уже знакомым сервисом Google Art and Culture https://artsandculture.google.com/partner/kmska. В нем представлено более 80 работ из KMSKA. Некоторые картины можно рассмотреть даже в дополненной реальности. К сожалению, залы в новом облике пока не оцифрованы, но мы надеемся, это скоро произойдет.

 

Интересно: для самых преданных и вовлеченных посетителей эксперты музея ведут блог об истории ремонта и реставрационных работ. А еще делятся интересными фактами и планами – рассказывают о шедеврах и будущих выставках.

 

На что обратить внимание? Самая известная работа в коллекции KMSKA и его символ – «Мадонна с младенцем в окружении херувимов и серафимов» кисти Жана Фуке.

Картина производит невероятное впечатление. Трудно поверить, что она относится к позднему Средневековью и написана около 1450-52 гг. Это полотно «опережает время» и словно предвещает скорое начало эпохи Возрождения: и это при том, что в 1452-м Леонардо да Винчи только родился, а до появления на свет Микеланджело оставалось еще 25 лет.

Богоматерь на картине выглядит как сверхсущество. Во-первых, из-за особого цвета ее мраморно-белой кожи, особенно контрастирующей с необычными красными и синими ангелами. Во-вторых, из-за высокого лба и невероятно узкой талии - при этом искусствоведы уверяют, что ее прообразом была вполне земная женщина. Открытая высокая грудь Мадонны не слишком канонична для религиозных изображений, но зато вполне отвечает духу времени.

 

О чем еще стоит знать?  Конечно, споры о модели Жана Фуке не утихают, но большинство экспертов считают, что ею стала Агнесса Сорель. Признанная красавица, фаворитка и мать трех дочерей Карла VII могла быть хорошо знакома с придворным художником. Именно она ввела моду на низкие декольте: широко известно изображение этой дамы с одной открытой грудью. Больше того, существует определенное сходство между Богоматерью на картине Фуке и мраморным надгробным памятником Агнессы, который был установлен в 1450 году.

По другой версии, прообразом Марии служила жена заказчика картины, казначея Карла VII Этьена Шевалье. Кстати, Мадонна – только одна часть из заказанного им диптиха (так называют две картины, объединённые в единое произведение). Вторая часть, изображавшая Шевалье и его святого покровителя Стефана, находится в Берлинской картинной галерее – мы планируем рассказать об этом музее в одном из следующих выпусков нашего блога о виртуальных путешествиях.

Удивительно, но в момент создания музея картина была малоизвестна. До 1775 года она скромно висела над могилами семье Шевалье в соборе Нотр Дам в Мелене (Франция). Чтобы собрать деньги на реставрацию собора, диптих разделили на две части и продали.

После 1799 года часть с Мадонной попала в руки бургомистра Антверпена, Флорана ван Эртборна, а спустя сорок лет его коллекция полностью перешла во владение антверпенского музея. Шедевр XV века пережил свое время и получил новую жизнь: им не только восторгались, но и критиковали. В 1919-м о картине высказывались как о примере «богохульного либерализма» и называли ее «декадентски непочтительной».

 

Интересно: в современном KMSKA «Мадонна с младенцем в окружении херувимов и серафимов» экспонируется в одном зале с шедевром Рубенса «Святое семейство с попугаем» и Ван Эйка «Мадонна у фонтана».  Ее белоснежную красоту оттеняют работы двух звезд современного искусства – Люка Тейманса и Марлен Дюма. Такое соседство помогает получить еще более яркие, рельефные впечатления от великих полотен, а «перекличка» взглядов и сюжетов создает дополнительные смыслы для каждого зрителя.

Надеемся, в очередном виртуальном путешествии нам удалось вдохновить на дальнейшее знакомство с искусством. Обещаем, что следующие записи этого блога будут не менее увлекательными.