UA RU
Закрыть

Контент на странице может отобразиться не полностью. Рекомендуем обновить версию текущего или воспользоваться другим браузером.

UA RU
UNIQAблог - фото
UNIQAблог
Мое путешествие

Вдохновляющие и потрясающие. Королевский музей изящных искусств в Антверпене

24 сентября состоялось одно из самых ожидаемых событий в культурной жизни Европы – после 11-летней реставрации открылся KMSKA, Королевский музей изящных искусств в Антверпене.

Вдохновляющие и потрясающие. Королевский музей изящных искусств в Антверпене

В этом выпуске блога мы расскажем, чем известен музей, почему реставрация длилась так долго, и как познакомиться с экспозицией, не путешествуя в Бельгию. Итак, знакомьтесь: Королевский музей изящных искусств в Антверпене.

Официальный сайт https://kmska.be/

Чем известен музей? Прежде всего своим богатым художественным собранием – оно насчитывает больше 7600 картин, скульптур и гравюр. Основу коллекции составляют работы, которые гильдия живописцев Антверпена собирала еще с XIV века! Еще одна большая часть музейного фонда – это  собрание бургомистра Флорана ван Эртборна.

В музее можно увидеть работы Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Тициана, Антонелло да Мессина, Ганса Мемлинга, Жана Фуке, Симоне Мартини. Кроме шедевров эпохи Средневековья, Возрождения и европейского барокко здесь представлены работы признанных художников более поздних эпох, в том числе Амедео Модильяни, Осипа Цадкина, Огюста Родена и десятков других. В музее есть и работы всемирно известного бельгийского сюрреалиста Рене Магритта.

Почему музею понадобилась реставрация? Нынешнее здание музея на Leopold De Waelplaats было построено специально для хранения огромной коллекции и открыто в 1890 году. Узнаваемый фасад украшают две большие статуи ангелов на колесницах. Возле музея разбит сад, где также выставлялись скульптуры. Несмотря на монументальность, музейные помещения давно требовали ремонта: скульптуры и оформление фасада пострадали от времени и осадков, мозаика местами осыпалась. Банально – текла крыша!

И, конечно, были проблемы посерьезнее. В коллекции много шедевров, которые перешагнули 500-летний рубеж, поэтому им требовались особые температурные условия для демонстрации, хранения и консервации картин – в 150-летнем здании они просто не предусматривались. Критически не хватало места для музейных фондов и реставрационных мастерских. Сад, окружавший музей, также требовал реновации.

Кроме того, при постройке и последующих ремонтах активно применялся асбест, который сейчас запрещен в Европе, так как может вызвать легочные заболевания вплоть до неизлечимых. Поэтому было решено закрыть музей на такой долгий период и целиком обновить его.

Как сейчас? Музей полностью отреставрирован, при этом его узнаваемый внешний вид и внутреннее убранство основных залов сохранили дух минувших столетий. Больше того, архитекторам удалось расширить используемые площади на 40%. Количество музейных залов доведено до 50, из них 37 для собственной коллекции и 13 для временных выставок.

Как достигли таких результатов? За счет высокотехнологичной перепланировки внутренних двориков и подвалов здания, где находилось бомбоубежище. Архитекторы шутя называют этот проект «Lego в оболочке ХІХ века». Также полностью перепланирован сад: он остался частью музея, но приобрел также функции общественного пространства для жителей.

Новые выставочные залы полностью белые и выглядят весьма футуристично. Поменялась и экспозиция: в музее отказались от хронологического расположения картин, а вместо этого объединяют работы по тематике. Например, сейчас экспонируется выставка, посвященная свету.

Как посетить онлайн? В первый же день после открытия KMSKA посетили 25 000 человек. А те, кто не может приехать в Антверпен, могут познакомиться с главными шедеврами музея в цифровом виде. Можно путешествовать по страницам каталога, следуя за популярными запросами, а можно выбрать конкретные произведения по названию, автору или стилю. Каталог и описания картин доступны на английском, французском и нидерландском языках здесь:

https://kmska.be/nl/overzicht/de-collectie

Второй способ поближе познакомиться с коллекцией –воспользоваться уже знакомым сервисом Google Art and Culture https://artsandculture.google.com/partner/kmska. В нем представлено более 80 работ из KMSKA. Некоторые картины можно рассмотреть даже в дополненной реальности. К сожалению, залы в новом облике пока не оцифрованы, но мы надеемся, это скоро произойдет.

Интересно: для самых преданных и вовлеченных посетителей эксперты музея ведут блог об истории ремонта и реставрационных работ. А еще делятся интересными фактами и планами – рассказывают о шедеврах и будущих выставках.

На что обратить внимание? Самая известная работа в коллекции KMSKA и его символ – «Мадонна с младенцем в окружении херувимов и серафимов» кисти Жана Фуке.

Картина производит невероятное впечатление. Трудно поверить, что она относится к позднему Средневековью и написана около 1450-52 гг. Это полотно «опережает время» и словно предвещает скорое начало эпохи Возрождения: и это при том, что в 1452-м Леонардо да Винчи только родился, а до появления на свет Микеланджело оставалось еще 25 лет.

Богоматерь на картине выглядит как сверхсущество. Во-первых, из-за особого цвета ее мраморно-белой кожи, особенно контрастирующей с необычными красными и синими ангелами. Во-вторых, из-за высокого лба и невероятно узкой талии - при этом искусствоведы уверяют, что ее прообразом была вполне земная женщина. Открытая высокая грудь Мадонны не слишком канонична для религиозных изображений, но зато вполне отвечает духу времени.

О чем еще стоит знать?  Конечно, споры о модели Жана Фуке не утихают, но большинство экспертов считают, что ею стала Агнесса Сорель. Признанная красавица, фаворитка и мать трех дочерей Карла VII могла быть хорошо знакома с придворным художником. Именно она ввела моду на низкие декольте: широко известно изображение этой дамы с одной открытой грудью. Больше того, существует определенное сходство между Богоматерью на картине Фуке и мраморным надгробным памятником Агнессы, который был установлен в 1450 году.

По другой версии, прообразом Марии служила жена заказчика картины, казначея Карла VII Этьена Шевалье. Кстати, Мадонна – только одна часть из заказанного им диптиха (так называют две картины, объединённые в единое произведение). Вторая часть, изображавшая Шевалье и его святого покровителя Стефана, находится в Берлинской картинной галерее – мы планируем рассказать об этом музее в одном из следующих выпусков нашего блога о виртуальных путешествиях.

Удивительно, но в момент создания музея картина была малоизвестна. До 1775 года она скромно висела над могилами семье Шевалье в соборе Нотр Дам в Мелене (Франция). Чтобы собрать деньги на реставрацию собора, диптих разделили на две части и продали.

После 1799 года часть с Мадонной попала в руки бургомистра Антверпена, Флорана ван Эртборна, а спустя сорок лет его коллекция полностью перешла во владение антверпенского музея. Шедевр XV века пережил свое время и получил новую жизнь: им не только восторгались, но и критиковали. В 1919-м о картине высказывались как о примере «богохульного либерализма» и называли ее «декадентски непочтительной».

Интересно: в современном KMSKA «Мадонна с младенцем в окружении херувимов и серафимов» экспонируется в одном зале с шедевром Рубенса «Святое семейство с попугаем» и Ван Эйка «Мадонна у фонтана».  Ее белоснежную красоту оттеняют работы двух звезд современного искусства – Люка Тейманса и Марлен Дюма. Такое соседство помогает получить еще более яркие, рельефные впечатления от великих полотен, а «перекличка» взглядов и сюжетов создает дополнительные смыслы для каждого зрителя.

Надеемся, в очередном виртуальном путешествии нам удалось вдохновить на дальнейшее знакомство с искусством. Обещаем, что следующие записи этого блога будут не менее увлекательными.

Оставить отзыв
Подтвердите, что Вы не робот
Последние статьи
Как УНИКА преодолевает вызовы энергетического кризиса и заботится о клиентах
Я и УНИКА
05. декабря 2022
Как УНИКА преодолевает вызовы энергетического кризиса и заботится о клиентах
Атаки государства-террориста на энергетические объекты Украины повлияли на людей и бизнес. Приспособиться к жизни и работе в условиях нехватки электроэнергии и проблем со связью не так легко, но УНИКА Украина находит эффективные решения как для клиентов, так и для своей команды. Мы расспросили руководителей некоторых основных подразделений, которые обеспечивают работу с клиентами о преодолении сегодняшних вызовов и о самом важном — обеспечении энергетической безопасности команды и качества страховых услуг компании.
Цена спокойствия. Страхование жилья во время войны
Мой дом
02. декабря 2022
Цена спокойствия. Страхование жилья во время войны
Во время войны каждому из нас очень важно сохранить свои тылы. Все больше украинцев интересуются страхованием жилья, о котором раньше мало кто задумывался. Что нужно учесть тем, кто хочет финансово защитить свою квартиру или дом? Об этом беседуем с Дианой Коченковой, директором Дирекции развития розничных продуктов и сервисов УНИКА.
Как говорить на трудные темы, не обесценивая чувств?
Будем здоровы!
26. ноября 2022
Как говорить на трудные темы, не обесценивая чувств?
Сложные времена создают свои темы общения – тоже не простые. Умеем ли мы говорить о тяжелых ситуациях? Почему стоит бережно относиться к близким и к себе и как это делать, чтобы не увеличить травму? Об этом беседуем с экспертом Wellbeing Company Светланой Подлипской.

<< Вниз

Вверх >>

<< Вниз